Наверх
Выполняется запрос

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации


Бизнесменам монетизируют сроки. Некоторые их преступления могут стать неуголовными — Верховный Суд Российской Федерации

Бизнесменам монетизируют сроки. Некоторые их преступления могут стать неуголовными

Во вторник председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев сообщил о разработке законопроекта, направленного на декриминализацию отдельных составов преступлений в сфере предпринимательской деятельности. По данным “Ъ”, в разряд административных правонарушений может быть переведено незаконное предпринимательство, за которое предусмотрено до пяти лет заключения и штраф за причинение ущерба. При этом предполагается усилить судебный контроль за делами всех подследственных, особенно предпринимателей.

Выступая на совете судей, Вячеслав Лебедев сообщил, что в соответствии с поручением президента РФ Верховный суд разрабатывает проект закона, направленного на декриминализацию отдельных составов преступлений в сфере предпринимательской деятельности. Каких именно, господин Лебедев не уточнил, сославшись на то, что еще необходимо провести сравнительный анализ предложенных рабочей группой вариантов на их соответствие концепции уголовного права и Конституции РФ. «Осенью, в октябре, может быть, в конце сентября, я вам доложу о тех предложениях, которые могут быть внесены для выполнения поручения президента»,— отметил господин Лебедев, обращаясь к судьям.

По данным источников “Ъ”, близких к рабочей группе, обсуждается возможность частичной или полной декриминализации составов преступлений, отраженных в ст. 108 Уголовно-процессуального кодекса РФ, регламентирующей заключение под стражу.

В ней говорится, что арест в качестве меры пресечения не может быть применен в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ст. 159–159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 УК РФ (различные виды мошенничества, растрата и причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием), если эти преступления были совершены в сфере предпринимательской деятельности.

Кроме того, законодатель предлагает определенные ограничения в арестах фигурантов дел, возбужденных по ст. 171–174, 174.1, 176–178, 180–183, 185–185.4, 190–199.4 УК РФ, карающих за незаконное предпринимательство, банковскую деятельность, получение кредитов, отмывание (легализацию) денег или имущества, налоговые преступления и проч.

Из данных составов в разряд административных, сообщили источники “Ъ”, могут перейти ст. 171 (незаконное предпринимательство), ч. 1 ст. 165 (причинение ущерба) УК РФ, целый ряд менее значительных предпринимательских статей, по которым и так в качестве наказания предусмотрены штрафы и минимальные сроки, и даже некоторые виды мошенничества, если их фигуранты впервые совершили преступление. Стороны, впрочем, не могут согласовать возможность декриминализации крупных растрат или мошенничеств. При этом правозащитниками предлагается увеличить суммы ущерба для возможного привлечения предпринимателей по данным статьям, однако их оппоненты считают такой подход неконституционным, так как в соответствии с основным законом перед ним равны все категории граждан.

Вице-президент Федеральной палаты адвокатов Андрей Сучков сказал “Ъ”, что они всецело поддерживают подобные инициативы, отметив, что незаконное уголовное преследование предпринимателей является основным сдерживающим фактором развития российской экономики.

В свою очередь, уполномоченный по правам предпринимателей при президенте Борис Титов, как сообщили “Ъ” в его пресс-службе, настаивает на реализации принципа «за экономические нарушения — экономическая ответственность». Вместо лишения свободы за ненасильственные преступления в сфере экономики, в том числе по ст. 165 УК РФ должен назначаться штраф, кратный размеру причиненного ущерба, считает он. При этом обвиняемый может внести на специальный счет сумму, эквивалентную причиненного им ущерба,— таким образом он обеспечил бы исполнение исковых требований и штрафов, а сам избежал ареста. В случае оправдания деньги возвращаются бывшему фигуранту. Кроме того, полагает господин Титов, ст. 159 УК РФ должна быть полностью «переработана» с тем, чтобы исключить ее применение к хозяйственным спорам. Ну и, наконец, следует установить принцип: за квалифицированное мошенничество ответственность больше, чем за обычное, с переводом деяний небольшой и средней тяжести, предусмотренных ст. 159 УК РФ, в дела частного обвинения.

Соответствующее поручение президента РФ Владимира Путина должно быть исполнено до 1 декабря этого года, однако, как отметил во вторник председатель Верховного суда, уже сейчас российские суды освобождают от уголовной ответственности каждого пятого предпринимателя, фигурирующего в уголовных делах.

«В прошлом году по сравнению с 2016 годом на треть, до 1,3 тыс., сократилось число осужденных за преступления, совершенные в ходе предпринимательской деятельности. Из осужденных только 25% были приговорены к реальному лишению свободы»,— отметил господин Лебедев.

Особые надежды он возлагает на законопроект об усилении судебного контроля за следствием, который уже внесен в Госдуму. В соответствии с ним при продлении сроков арестов судьи обязаны устанавливать эффективность и своевременность следственных действий в отношении обвиняемых, не оставляя людей под стражей по одним и тем же обстоятельствам, предлагаемым со стороны сотрудников правоохранительных органов.


Николай Сергеев, Владислав Трифонов

Поделиться:

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации


Бизнесменам монетизируют сроки. Некоторые их преступления могут стать неуголовными — Верховный Суд Российской Федерации
Прикреплённые записи:
Прикреплённые файлы: